Русский Петербург

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Русский Петербург » форум для Русских » Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)


Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)
Речь, произнесенная на торжественном открытии в г.Томске Русского Народного Общества «За Веру, Царя и Отечество»

«Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас». Эти царские слова, обращенные к русским людям, послужили основой Союза объединенного русского народа. Союз русского народа — не партия или выделившаяся какая-либо часть из среды обитателей русской земли. Нет. Это союз всех патриотических союзов, это — ключ объединенного русского народа. К этому союзу принадлежит и ныне открываемое здесь Русское Народное Общество «За Веру, Царя и Отечество».
Знамя Союза объединенного русского народа принадлежит всему русскому народу. Под этим знаменем объединялось, укреплялось и возрастало русское государство. Православие, Самодержавие и Русь нераздельная — вот знамя русского народа. Как бы стоя в соответствии к трехцветному русскому знамени, православие, самодержавие и русская народность в то же время составляют три главнейшие основы, на которых стояло и стоит русское государство.
Православие объединило народ русский в одно тело. Принявшие православие инородцы стали русскими: православный, и устах народа, значит — русский. Иноверец, по понятию того же народа, значит — нерусский; он гость у него, хотя иногда самый любезный: ему отводилось почетное место в переднем углу; ему предоставлялись права, почет и полная свобода жить и веровать по-своему, но все-таки он считался гостем, а не своим семейным человеком. Вся земля русская, купленная кровью русских людей, мыслилась как одна русская семья, у которой гостило много людей, которых хозяин не обижал, но радушно принимал, делил с ними хлеб-соль.

Самодержавие явилось вместе с царскою властью. Царь мыслился не иначе, как самодержавным. Бог на небе, Царь на земле, — так говорил русский народ. Это значило: как на небе один Бог, одна власть, всем управляющая, никому не подчиненная, никому не дающая отчета, так и на земле одна власть — царская: она источник всякой власти в государстве. Царь никому не дает отчета, кроме Бога и своей совести. Русский народ никогда не желал ограничивать власть своего Царя, ибо у него были на глазах те иноземные государства, где власть Царя ограничивалась народным представительством, называемым там парламентами. У соседей наших, родственных нам поляков, парламент носил название Речи Посполитой.
Видел русский народ, к каким бедствиям приводило страну ограничение Царской власти. Посполитая Речь привела Польшу к раздроблению и к потере самостоятельности, ибо там никто не хотел знать царя, а всякий хотел строить государство по-своему, всякий захудалый панок распоряжался жизнью, честью и имуществом холопов; разделение власти царской с народом привело к многовластию; многовластие — к беспорядкам; беспорядки — к ослаблению и падению государства.
Говоря о самодержавии, мы разумеем под этим именем сосредоточие всякой власти в одном лице, для водворения правды, справедливости и порядка; но мы отнюдь не хотим утверждать этим названием права на самоволие и произвол.
Мы не утверждаем, что Царь, обладая неограниченной властью, не нуждается в помощи самого народа для правомерного управления страной.
Для Царя нужно представительство от народа, которое излагало бы пред ним свои нужды и вместе с Царем обдумывало бы, как помочь народной скорби. Но представительство для нашего Царя нужно не такое, какое существует в других странах, под названием парламентов. Ни для кого теперь не тайна, что в парламентарных государствах движущей силой служит подкуп, что там народные представители состоят на содержании богатых и что труд там отдается в порабощение капиталу.
Не нужно и такого, каким заявила себя первая Дума наша, просуществовавшая не долго, но наделавшая вреда много.
Нашему Царю нужно представительство истинно русских людей.
В старые времена Благочестивейшие Цари наши собирали к себе представителей от народа для обсуждения особенно важных дел. Такого рода собрания носили название Земских Соборов. Эти Соборы устраивались так: Царь посылал указы воеводам, повелевая им послать в Москву людей крепких (богобоязненных), добрых, разумных, знающих народное горе и тесноту и могущих о том рассказать. Воеводы передавали указы волостям. Выборы производились в церквах, потом в кафедральных соборах. Предварялись они молитвою, иногда соединенною с постом.
Если бы выбранные в волостях оказались неудовлетворяющими тем качествам, какие требовались от них, то их не допустил бы на Собор воевода; а если бы кто и хотел пробраться подкупом на Собор, то и оттуда изгнали бы его с позором (наказавши и воеводу, и волость за нарушение царского указа, требовавшего присылки на Собор людей крепких, добрых и разумных). На Земском Соборе присутствовал сам Царь; возле него патриарх или митрополит, затем выборные от духовенства, из архиереев или игуменов, чтимых народом за благочестие; и затем выборные от боярства, чиновников, купечества и выборные от крестьянства всей земли.
Было и в старину лихолетье на Руси, какое видим теперь. Так, когда на Руси прекратился царственный род Рюриковичей, то стали происходить смуты; бояре делились на партии, одни хотели избрать себе царем польского царевича, другие — шведского, а иные желали сами овладеть престолом.
Одни приставали к одному самозванцу, другие переходили к другому, а потом оставляли и того, и другого. Русь была на краю погибели. Когда же собрался Земский Собор, то он пришел к единомыслию не только между собой, но и со всем народом. Когда митрополит вышел к народу, чтобы объявить об избрании на царство Михаила Феодоровича, то, прежде чем успел сказать об этом слово, весь народ единогласно воскликнул: «Михаил Феодорович Романов да будет Царем всея Руси». Деление на партии прекратилось; ибо русский народ и на себе, и на соседях своих видел, к каким бедствиям приводит это разделение.
Да послужит это уроком для нашего времени. Прекратим наши разделения: объединимся все около Святой Церкви, около царского престола. Во время лихолетья Земский Собор объединил всех: и бояр, и духовенство, и купечество, и земледельцев. Для настоящего времени да сослужит таковую службу древнего Земского Собора наш, так называемый, Союз объединенного русского народа и соединенное с ним Русское Народное Общество «За Веру, Царя и Отечество».
Пусть этот союз высоко держит свое трехцветное знамя, на котором начертаны: Православие, Самодержавие и русская народность, чтобы все русские люди видели это знамя и собирались к нему. Лиходеи русской земли, желая воспрепятствовать народному объединению, распускают клевету на Союз русского народа, говоря, что этот Союз русского народа не желает обновления русской земли, но хочет все возвратить к старым беспорядкам.
На это можно ответить от имени народа русского, что для него лучше бы возвратиться к тем временам, когда чувствовалась на земле власть, страшная для злодеев и добрая для добрых, чем жить при настоящих свободах, которыми пользуются больше злые люди, чем мирные жители страны.
Для лиходеев открылась широкая дверь для грабежей, убийств, обманов, а мирные жители находятся в постоянном страхе за свою жизнь, честь и имущество. Да и то нужно сказать, что Союз русского народа отнюдь не идет против обновления общественной и государственной жизни.
Он готов содействовать всеми средствами обновлению, но обновлению мирному, при посредстве установленных от Царя властей и при деятельном участии представительства от истинно русского народа, в полном согласии с Царем, под условием неизменного охранения исконных основ русского государства: православия веры, самодержавия Царя, при нераздельном единстве и господстве народа и при дружелюбном отношении ко всем иноверцам, инородцам и пришельцам земли русской.
Итак, объединяйся, русский народ, на тебя рассчитывает Царь, тебя благословляет Церковь, тебя благословлять будет потомство, если сохранишь завет старины и обновишь в духе мира и любви все обветшавшее, попортившееся, если, все испытывая, держаться будешь только доброго.
Вот чем да поможет нам Бог!

0

2

Речь пред отправлением воинов на поле брани

Христос воскресе!
Христолюбивые воины!

Вы идете на поле брани, чтобы победить врага или умереть за други своя. Вас призывает Царь-Отец; вас посылает мать родная — Русь; вас благословляет Св.Церковь. Идите с Богом на предлежащий вам подвиг бранный. Славно — победить врага; но славно и положить душу свою за веру, за Царя и за отечество. Первая слава — по победе — слава на земле; вторая слава — смерть за други своя — слава и на земле, и на небе. На земле почет победителям, как героям-богатырям; им — слава по городам и селам; а на небе — слава вечная, среди мучеников и страдальцев, положивших души своя за Христа и за други своя; им слава — среди ликов небесных воинств.
Кровь воина, пролитая на брани, — кровь мученическая. Воин, проливающий кровь свою во время брани, приносит в жертву Богу кровь свою. Богу приятна святая жертва. Святая, невинная кровь вопиет к Богу, как Авелева кровь. Потщися же, православный воин, сохранить себя, свою кровь в чистоте и невинности, чтобы ее принял Бог, как жертву приятную. Чистота души и тела спасала воина во время брани от угрожающей смерти.
Воины! Вы идете на брань, облеченные в оружия, потребные для отражения и поражения врага. Это — оружия вещественные, разных названий, огнестрельные и холодные. Облекитесь и в иные оружия — духовные; они не видимы, но столь же необходимы, как и вещественные оружия. Таковыми оружиями для вас, воины, пусть будут вера, надежда и любовь.
Великая сила заключается в вере. Верою вожди побеждали царства, избегали острие меча. Верою были крепки на войне. Верою прогоняли полки чужих. Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении их (Евр.11:30-34). Верою остановлено солнце и продолжен день для окончательной победы над врагом. Вера и горы сдвигает, и море укрощает. Вооружи себя, православный воин, крепкой верой в Бога, сильного в бранях.
Родная сестра веры — надежда. И она сильна, как вера. Надейтесь, что Бог, бывший нам всегда прибежищем и силою в скорбях и затруднениях, сколь бы велики они ни были, не оставит нас и теперь, в эту годину испытания, посланную на землю русскую чрез врагов коварных и нечестивых. С крестом в руках священника, с надеждой в душе, с распушенными знаменами да с громогласной музыкой Суворов взял Измаильскую крепость, как сам говорит этот великий и благочестивый полководец. Возьми же, воин, с собой такую надежду.
Облекитесь и в третье оружие духовное — любовь, любовь к Богу и Спасителю, любовь к Царю-Батюшке, любовь к родине святой, чтобы положить за них душу свою.
— Не эта ли любовь горит теперь в ваших сердцах, воины? Не она ли влечет вас теперь на поле брани, как на пир? Ибо славно и сладостно умереть за Христа и Св.Церковь, за Царя-Отца родимого и за мать — святую родину. Хорошо умереть за товарища на войне, чтобы не выдать его врагу злочестивому. Нет добродетели больше любви, и нет больше той любви, как та, чтобы положить душу свою за други своя.
Еще укажем вам, воины, на некоторые оружия, которые вы также возьмите с собой. Это — крест да молитва. Велика сила в кресте. Сам Христос Господь показал некогда царю Константину и воинству его крест на небе, составившийся из звезд, а под ним подпись: «Сим победиши». Так и было. Царь Константин победил нечестивого Максенция при помощи креста, хотя войска у него было мало, а у врага его — много. Крест — в бранях победа.
Велика сила и молитвы. История повествует, что когда, во время похода, римскому воинству предстояла смерть от жажды, то один полк, состоявший из христиан, преклонил колена с молитвой к Богу, и внезапно появилось облако и дало столь обильный дождь, что все воины утолили жажду свою, спаслись от смерти и прославили Бога христианского.
Присовокупите ко всему этому еще некоторые оружия, для тела не обременительные, но для успеха в войне важные.
Это — храбрость, терпеливость, готовность идти, куда пошлют, хотя бы в огонь или в воду. Будьте храбры, как львы, в бою со врагом вооруженным и кротки, как агнцы, к мирному жителю, к малому ребенку и к слабой женщине. «Лежачего не бьют», говорит старинная народная мудрость.
Итак, идите с Богом на подвиг бранный, на подвиг великий; идите с верой, надеждой и любовью. Да будет с вами сила Честнаго и Животворящего Креста!
На вас смотрит вся Россия. На вас возлагает надежды и о вас печется Царь. За вас молится Св.Церковь.
Дай Бог нам видеть вас возвратившимися с брани со славою! А кому Господь судит положить живот свой на брани, тому да дарует Он венец нетленный и Царство Небесное.

С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!

Отредактировано Чистильщик (2007-08-19 20:44:55)

0


Вы здесь » Русский Петербург » форум для Русских » Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)