Русский Петербург

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Русский Петербург » форум для Русских » Мы - народ слова, племя света


Мы - народ слова, племя света

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Мы - народ слова, племя света

Сегодня мы поговорим о происхождении слова славяне и нашего национального имени русский. Любой народ, по библейской многотысячелетней традиции, имеет общих единокровных предков. И каждый из нас, русских, числит в своих предках и князя Александра Невского, и Кузьму Минина, и Александра Васильевича Суворова, и Михаила Васильевича Ломоносова… Все они – наши кровные предшественники. Всякий народ хранит общие установления и законы. Наши русские нравственные законы не позволяют нам как нации быть жестоким к слабым народам, отказывать просящим у нас помощи, кичиться перед другими государствами своим умом и достижениями. Каждый народ помнит, что у него одна на всех история. Также и для русских иго татарское, нашествие французское, Первая и Вторая мировые войны, сегодняшнее порабощение инородцами – это наша общая судьба, испытание, данное Богом всему народу, чтобы в освобождении от ига, от беды, мы могли проявить свою национальную волю к жизни. Укорененность в своем Отечестве тоже объединяет нас в народы. И русское великое пространство – от Белого моря до Черного, от Тихого океана до Центральной Европы – это родная наша Русская земля. Мы как русский народ в целом исповедуем Православие, которое одно определяет наше предназначение и смысл нашего существования в очах Божиих. И наконец у нас, у русских, как у всякого народа, один язык. И именно язык определяет наш национальный характер и мировоззрение. Ведь недаром у славян понятие народ заключено в слове язык, с языком нашим мы связываем свою национальную суть.

Так кто же мы, народ, именующий себя славянами и русскими? Самоназвание народа может восходить к различным понятиям, с которыми народ сам себя связывает, выражая тем самым свой идеал человеческого совершенства. В своем имени народ может утверждать: "Мы – люди, а другие – нет". Марийцы, например, называют себя мари, что значит человек. Цыгане именуют себя рома, что тоже значит человек. Чукчи называют свой народ легероветлян, т.е. настоящие люди, имея в виду, что остальные люди не настоящие. И в этом их нельзя укорять – такова древняя психология народа, выбравшего себе такое имя. Народ может именовать себя и так – мы, свои, а это значит, что другие – чужие. Так называются шведы, швабы, в имени которых корень – свой. Народ принимает на себя порой имя своего великого предка или вождя, тем самым обозначая свой жизненный идеал. Так по имени легендарного предка прозываются чехи. Есть названия народов, в которых явно слышится имя их древней родины. Таковы поляки, украинцы, итальянцы. И наконец, самое трагичное, когда вместо родного племенного имени народ принимает на себя прозвище, каким он зовется у других народов. Это бывает очень редко и свидетельствует о духовной исчерпанности народных сил.

Вот народ, который мы, русские, называем немцами, а прежде мы всех иностранцев называли немцами, поскольку они не понимали нашей речи и были для нас будто немые. Так вот, мы зовем немцев немцами, французы зовут их алиманами, англичане их именуют джёмен, но сами-то они называют и всегда называли себя только дойч. Или вот нас, русских, латыши и литовцы издревле именуют кривос, финны столетиями называют вене, но нам и в голову не приходило принять какое-либо из этих названий. Так почему же сегодня мы покорно принимаем чуждое для русских имя россиянин? Это что? Свидетельство нашей национальной исчерпанности?..

О чем же говорит племенное имя славяне? Славяне, естественно, связываются с понятием о речи и о слове, славяне – это те, кто говорит понятно и разумно, в отличие от других. То есть вернемся к тому же, славяне – это свои, разумно говорящие, понятные друг другу, в отличие от чужих. Глагол "слыть" и существительное "слово" – вот корни названия славянин. В старину, повторяю, всякий народ заключал в свое имя свой идеал человеческого совершенства. Славяне – от высшего изображения понятия "слово", от единственного орудия мирной общительности. Это люди, выражающие осмысленным словом невещественные сокровища мысли. Так мы себя видели в древности. И каким же издевательством на фоне этой ясности смысла нашего племенного имени выглядит псевдонаучное толкование имени славяне, как жители влажных долин, короче, болотные обитатели.

Другое наше имя – русский – как только ни пытались исказить! Корень этого слова кому и чему только не пытались приписать! Одна теория утверждает, что так назывались норманны, пришедшие "володеть русскими" в X веке. То есть якобы имя наше нам дано чужеземцами, этакое прозвище, кличка… Другая теория говорит, что имя русский взято по названию крохотного притока Днепра реки Рось. Но по названиям рек народы никогда себя не прозывали. Блестящее решение этого важнейшего для русских вопроса дал академик Трубачев. Он доказал, что имя русский восходит к корню славянскому и индоарийскому, этот корень звучал в древности как рукс или рокс, что значит белый, светлый. Русый – значит белый народ, народ света. Сохранились эти понятия в названии русые волосы, заяц русак, и главное, имя нашей Родины – Русь – прежде исконно означало Белый Свет.

Обратите внимание на идеал человеческого совершенства, который заключен в этих наших племенных именах: славяне – народ слова, русский – народ светлый, белый. А затем эти древние понятия при принятии славянами христианства ожили и промыслительно преобразовались, вбирая в себя новые священные смыслы – Святая Русь, Белый Царь, Русское Православие.

И вот сегодня я возвращаюсь к этой горькой мысли, мы допустили, что имя наше – русские – терпит и гонения, и клевету. А о том, что мы славяне, порой мало уже кто и помнит. Кто только ни кинулся, будто по команде затравщика, грызть, с остервенением рвать наше светлое, святое имя. Это старый, не раз испробованный прием. Там, где славное имя нельзя сразу уничтожить, а уничтожить наше имя можно только вместе с русским народом, – его нужно оболгать, навязать ему чуждые значения, сделать его посмешищем, символом глупости. Словом, так отвратить от него умных и так запутать невежд, что они с готовностью откажутся от него, с радостью примут другое, лишь бы не позорить себя причастностью к ошельмованному имени. Нашим именем русский, открыто издеваясь над нами, называют ныне то, что русским никак не является. Как поганые грибы множатся: русское лото, Русский Банк, русский проект, Русское радио.
Сейчас появился проект захоронения ядерных отходов под названием – вы только вслушайтесь! – "Могильник "Русь". Это официальное название проекта захоронений мировых ядерных отходов в России. Белый Свет хотят похоронить в радиоактивной грязи!.. Многие из этих проектов, предприятий, использующих наше имя, уже показали себя, кто безсовестным обиралой, кто грязным развратником, кто жуликом, кто проходимцем. А пошерстите хозяев этих так называемых русских заведений – там вы не найдете ни одного русского! Русским лото владеют чеченцы. Русское видео всегда было в руках у евреев. А Русское радио прямо заявляет, что оно русское только потому, что вещает на русском языке.

В то же время у действительно русских их национальное имя отнимают или искажают его. Так появляются в прессе и в эфире абсурдные фигуры – татарстанец Иванов, карелец Сидоров, башкортостанец Петров… а все они вместе взятые именуются россияне, будто подкидыши из никому неведомого племени. А ведь национальность – это неотъемлемая часть нашего родового имени. Смотрите, мы носим христианское имя, с ним мы предстоим пред Богом и различаемся в семье. Мы имеем отчество, это прозывание по отцу. Так нашу семью Ивановичей, Семеновичей или Петровичей отличают в нашем роде. Мы имеем фамилию, и она отличает наш род в нашем городе, селе от других русских родов. И, наконец, частью нашего имени является то, что мы – русские, или татары, или эвенки, или буряты… И это отличает нас от других народов, в стране, в мире. Я повторяю: национальность – это часть имени, и отнять, изъять эту часть имени (как изъяли ее, например, из паспорта) все равно, что изъять у вас фамилию или отчество, или крестное имя.

Одни из нас видят в этих манипуляциях именем русский просто неприкрытое издевательство. Каково русскому человеку изо дня в день слышать: татарин Саитов, чеченец Умалатов, но россиянин Кузнецов… Другие усматривают в подмене застарелую болезнь прежде большевистского, а ныне демократического интернационализма. Раньше имя русский вытеснялось безродным советский, теперь оно изгоняется при помощи безродного россиянин. Но все мы понимаем, что тонкая игра, затеянная с нашим национальным именем, есть расчетливая обработка национального рассудка и памяти. И многие русские, кто привык к советской кличке, очень легко поменяли ее на россиянин. Так бездомный, безродный пес откликается на любое прозвище, лишь бы покормили.

А нынешним во власти и нужны именно россияне, а не русские. Потому что русские помнят, что у них есть Отечество, что у них одна судьба, общая вера и язык. И история не раз показывала, что с русскими иметь дело трудно и опасно. А вот россияне себя в ней еще никак не проявили, и затащить их в эту всеобщую глобализацию, равно как американцев, британцев, азиатов… очень легко.

Итак, славяне – народ слова, русские – племя света, нация белых, светлых людей. Помните свои высокие имена, будьте их достойны и никому не дозволяйте над ними глумиться, на них клеветать, держитесь за них, как за якорь нашего будущего возрождения. 

Татьяна МИРОНОВА, доктор филологических наук

0

2

РУССКИЕ ЗНАМЕНА
Новомученик протоиерей Иоанн ВОСТОРГОВ

Читая вдохновенные, пламенные проповеди отца Иоанна Восторгова — ревностного русского пастыря — трудно поверить, что произнесены они были не сегодня и не вчера, а девяносто лет назад, в период между двумя революциями, когда российское общество находилось на пороге страшного раскола, завершившегося братоубийственной гражданской войной. В пламени этой войны сгорел и отец Иоанн Восторгов, один из наиболее популярных лидеров “Союза русского народа”, прославленный ныне Русской Зарубежной Православной Церковью как святой в сонме новомучеников российских. Сегодня наша Россия вновь на пороге бездны. Но теперь мы не имеем никакого права повторять старые пагубные ошибки. Страна исчерпала лимит революций и смут. Не пора ли прислушаться к отеческому церковному призыву?..

“Острите стрелы! Наполняйте колчаны! Против стен Вавилона поднимите знамя!” (Иерем.51:11-12).

Гремит и доныне вслух сынов веры это слово пророка Иеремии. Давно Вавилон стал образом всякого духовного растления и блуда, нечестия. порока и богопротивления, и давно борьба с ним — это образ непрестанной войны духовной. Давно плен евреев и плач их на реках Вавилонских служит образом духовного плена и гибели всякого народа забывшего Бога, изменившего вере, погибающего от увлечения всем чужеземным, отказавшегося от основ, завещанных родной историей, от основ своего религиозного и народного быта.
Верным сынам народа всегда предстояла борьба против такого Вавилона. Борьба, нередко стоившего им жизни. Но ничто и никогда не могло остановить их мужества, их ревности, их воодушевленного призыва: “Поднимайте знамена против стен Вавилона!”
Страшно и опасно переживаемое ныне положение нашего родного русского народа. “Пришли языцы в достояние его”, осквернили его святое святых, оклеветали и унизили все нам родное, дорогое и близкое, пролили кровь верных сынов его, как воду. Они силятся отнять нашу веру, раздрать Россию по частям, замутить ее внутренними раздорами классов и сословий, обессилить умалением всякой власти, понизить и уничтожить наше народное самосознание, надругаться над всем нашим прошлым. Силятся сделать народ наш бездомным бродягой без истории, без Родины, развратить его духовно, обезверить, обратить в блудный и растленный Вавилон, в сплошное царство бессовестности и разврата, предать его в плен чужеземный...

Как дикие коршуны сторожат враги России смертный час ее, сторожат в единении с нашими домашними иудами.
Настойчиво, властно просится в душу потребность обратить теперь слово и мысль к нашему родному народу в переживаемые им ныне важные дни. Дни не только важные, но страшные, роковые, решающие судьбу родины. Кому теперь вручит народ наш свою жизнь: верующим или неверующим? Устами своих избранников будет ли он взывать: осанна, — или будет вопить: распни Его? Сохранит ли он при новом строе государственной жизни прежнее стремление посреди своего царства земного, человеческого, искать осуществление задач, целей и законов царства небесного и Божьего, все рассматривать при свете высшей правды под руководством Церкви Христа Иисуса, — или станет помышлять лишь о хлебе едином, останется только при земных интересах?
Пребудет ли он верным Иисусу, или опять суждено исполниться скорбному слову Христову: Меня единого оставите?
Вопросы страшные. Родина наша вступает на новый путь жизни, пред нами впереди — новая Россия...
Прости, прости, старая тысячелетняя Россия! На наших глазах судили, осудили тебя и приговорили к смерти... Грозные и беспощадные судьи заплевали твое лицо и не нашли в тебе ничего доброго. Суд был строгий, неумолимый и беспощадный. Все слилось в один вопль: возьми, распни!

Знаем и мы, что ничто человеческое тебе не чуждо; знаем, что много было у тебя недостатков. Но и то мы ведаем и видим, что ты соделала Русь святою, а народ свой — богоносцем, если не в осуществлении, то хоть в вечном, неумирающем идеале народной души; ты породила и воспитала великий народ, сохранив его в горькой доле, в горниле исторических испытаний чрез целый ряд веков; ты породила и воспитала сонм святых и праведных; ты не погибла под ударами, — под тяжкими ударами судьбы, но крепла в них, сильная верою; с сей верою, в великой мощи духа, ты перенесла все тяготы, и все же создала, и нам завещала и оставила великое царство. За все это тебе земной благодарный поклон.

Будущая, новая Россия неизвестна. Но ход ее для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, с Христом ли останется народ наш или откажется от Него, пойдет ли за Ним или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ: семя свято, люди верующие и благочестивые, — те, что не преклоняют колена перед современными Ваалами, как во дни Илии, — уважение к нравственному закону, внутреннее христианство, послушание Церкви — вот что сохранит и укрепит всякое общество и государство. А народ, забывший о Небе, недостоин жить на земле...
Неизмеримо велико значение религиозной идеи, ясно сознанной и последовательно осуществляемой в жизни и исторической деятельности народа. Она освещает ему жизнь яркою путеводною звездой; она осмысливает его прошлое и настоящее, его государственный и общественный строй, его национальное самоопределение; она дает ему мерило и руководство для определения будущего.
Только близорукость, невежество, — или нечистая и упорная преднамеренность могут упускать из вида тесную связь, всегда существующую между государственными и общественными учреждениями народов и их религиозными верованиями. И только легкомыслие может полагать, что, нарушая и ниспровергая одну из главных основ народного миросозерцания или государственного строя, одно из коренных воззрений народа, мы все-таки можем быть спокойны за целость народного духа, за все прочие его основы и воззрения; это значит — отрицать очевидность, отрицать влияние частей на целое. Мы ныне переживаем время господства именно такого непостижимого, точнее же сказать, прямо болезненного легкомыслия.

Видят это верные Богу и Родине русские люди. Видим мы и сознаем, видим и ужасаемся, но не теряем ни веры, ни бодрости. Твердо уповаем на победу, твердо идем на борьбу, знаем всю ее тяжесть, но не откажемся от нее до смерти. Говорим: “Во имя Бога нашего поднимем знамя!” (Пс.19:6). Пусть будут наши знамена — во главе верной дружины борцов за веру и русский народ, и да будет дружина наша для врагов грозна.
Поднимаются против знамен наших лицемерные обвинения, ползет низкая клевета. Нам говорят: “Вы строитесь для погромов, для насилий, для крови; знамя ваше — знамя междоусобия и раздора”. Кто же это говорит? Говорят те, у кого руки в крови убиенных ревнителей патриотизма в разных местах нашей Родины. У этих обвинителей насилие и ложь — правило жизни, низость и предательство — правило борьбы, клевета — излюбленный способ достижения цели.
Нет, не страшны, а почетны обвинения этих изуверов. Их злоба, ненависть и клевета — это признание нашей силы. Против ничтожества не пошли бы с таким бешеным озлоблением! Страша им вечная сила веры, страшно для них наше патриотическое воодушевление.
Знают они, что рано или поздно, но неизбежно и непременно на него отозовется сердце народа и сметет их паутину обмана, разоблачит их предательство.
“Ваше знамя, — говорят они, — знамя застоя, знамя прошлого, а не будущего...”

Нет! Знамя наше — не застой жизни, а правильное и непрерывное движение вперед живым ростом живого организма, опирающегося в корни прошлого, не порывающего связей с этим прошлым.
Не насилие, не кровь, не погромы несут наши знамена. Мы — мирные борцы. На брань кровавую мы пойдем не в нападении, а лишь в защите наших святынь, в защите целости и бытия нашей Родины...
Да, Русь выделена из мира, избрана для особой великой цели хранения и распространения неповрежденной Истины веры; она посвящена Богу и Его мироправящему Промыслу.
Пусть же русский народ останется верным своим прирожденным свойствам, пусть не отпадет от взлелеянного веками образа жизни и того конечного ее стремления, которое он выразил в именовании своем: Святая Русь.

Другие народы дали изобретателей, другие народы создали ту картину внешней жизни, которая теперь так привлекает и соблазняет многих: хорошие дома, довольство и сытость. Пусть же русский народ и это все обретет, но пусть останется при своей уже приобретенной славе: он дал и воспитал святых, прославленных во множестве, и в еще большем множестве незримых и миру неведомых... И не полезно, невозможно русским переделываться в чужеземцев, да и нет к тому оснований и побуждений, ибо быть русским — почетно, быть русским — славно, быть русским — значит приобщаться к жизни истинно-человеческой и достойной.

В вихре и суете современных политических страстей, в борьбе партий, в соблазнах политических похотей, когда меняются знамена и “платформы”, когда одни подчеркивают свое желание дать нам право, иные — экономические успехи, одни стоят за тот или иной образ правления, другие подчеркивают стремления чисто национальные, одно забывается чаще всего: стремление к святости и спасению. Так происходит смешение цели и средств.
Блаженны вы, члены патриотических союзов, если сознаете и в главу ваших стремлений ставите заботу о том, чтобы Россия — наша великая, милая, бесконечно дорогая нам Россия — осталась и пребывала вовеки Русью Святой!
Только в ее святости, только в ее православии и слиянии с Церковью Христовой могут быть осмыслены и освящены образ ее государственного строения и ее национальные задачи, интересы и стремления...

http://pycckie.forum24.ru/?1-14-0-00000 … 1181290313

0

3

Митрополит ИОАНН

ПОСОХ ДУХОВНЫЙ

ВРАГИ РОССИИ

Да – к великому сожалению, у нас есть враги. Да – сегодня лишь слепец или провокатор может утверждать, что все ужасы и беды, терзающие нашу Родину уже много лет подряд, есть результат «естественного течения событий» или плод «ущербного русского менталитета». Да – противостоящие России силы обладают огромной экономической, финансовой, военной и политической мощью.
* * *
Мы обязаны гласно и открыто признать тот очевидный факт, что у России есть многочисленные недоброжелатели, и четко, поименно обозначить враждебные русскому народу силы. Для этого нужно восстановить в общественном сознании реальную картину современного положения страны и отказаться от преступной беспечности в деле поддержания национальной безопасности...
* * *
Враги России прекрасно понимают, что они делают. Огромные деньги, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить духовного возрождения нашего Отечества, связанного с неизбежным крушением демократической мифологии в ее нынешних антигосударственных, антиправославных формах. Они даже не дают себе труда это скрывать.
* * *
И внутри страны, и, особенно, за рубежом есть силы, откровенно враждебные России, русскому народу, Православной Церкви. От них можно ожидать чего угодно – от попыток спровоцировать гражданскую войну до организации всех видов международного давления. Собственно, и то и другое уже пускалось в ход, но ожидаемых плодов пока не принесло, ибо на сегодняшний день сохраняется возможность восстановления самобытной, национально осмысленной русской государственности. Процессы распада еще не стали необратимыми, и все, кто любит Россию, должны приложить максимум усилий, чтобы имеющиеся возможности полностью реализовать.

ДЕМОКРАТИЯ

Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении – ложь! Слово это переводится на русский язык как «власть народа» или «народоправство», но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя, немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чье ремесло – политика, профессия – жестокая и беспощадная борьба за эту власть.

* * *
Политическая основа демократии – всеобщее прямое избирательное право – явление аморальное и разрушительное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ объектом бесчестных манипуляций, получающих, при современном развитии средств массовой информации, поистине безудержный размах. Почему-то никому не приходит в голову выбирать при помощи всеобщего голосования хирурга или следователя, шофера или летчика. А разве управляться со скальпелем, машиной, самолетом труднее, чем с гигантской страной, отягощенной сложнейшими проблемами?

* * *
Идеологическая основа демократии как мировоззрения выражается знаменитым лозунгом французской революции: «Свобода, равенство, братство». Поддавшись внешней привлекательности этого броского призыва, миллионы людей в течение долгих столетий безуспешно пытались воплотить его в жизнь. Очень многие, даже весьма умные и образованные люди не разобрались в отвлеченном, абстрактном характере лозунга, не заметили противоречия призывов между собой (и в самом деле, как совместить свободу с равенством?). Стоит оглянуться вокруг, чтобы уяснить себе их лукавство: в природе нет равенства – она бесконечно разнообразна и строго иерархична; нет и абсолютной свободы, ограниченной взаимозависимостью и закономерной упорядоченностью явлений; нет бессодержательного братства – ибо нравственное чувство человека всегда избирательно.

* * *
Юридически-правовая основа демократии – тезис о естественных (прирожденных) правах человека, на реализацию которых посредством формального законодательства должна быть направлена вся работа государственного механизма. По сути своей она является лишь абсолютизацией индивидуализма, свойственного западно-европейскому «менталитету» и исторически глубоко чуждого русскому национальному и религиозному самосознанию.

* * *
Экономическая основа демократии – финансовый, спекулятивный капитал. Это им сконструирована современная бездуховная «технологическая» цивилизация, в которой человек лишается последних остатков совести и душевного здравия, превращаясь в полуживотное-полумеханизм – безличный винтик в гигантской машине, имеющей единственную всепоглощающую цель: деньги, деньги, деньги... Под сладкий убаюкивающий говорок об удовлетворении «естественных» потребностей человека эта демократическая «цивилизация» насаждает культ насилия и разврата, терпимость ко злу и извращениям человеческого естества.

* * *
Источник власти один – Бог. Люди сами по себе не являются источниками власти, как бы много их ни было, в каком бы взаимном согласии они ни находились. Народовластие, «народное представительство», с точки зрения христианства, – абсурд. Народ не может никому поручить свою «власть», ибо у него этой власти просто нет.

* * *
Безбожный коммунизм терзал Россию, паразитируя на многовековых русских общинных традициях, на прочной народной приверженности к коллективизму и взаимопомощи, на всеобщей могучей русской тяге к социальной справедливости. Бессовестная демократия собирается терзать ее, паразитируя на древних вечевых соборных обычаях Руси, на исконном уважении русского человека к общему мнению, совместно принятому решению, коллективному разуму Собора.

* * *
Миф о «народовластии». Этот принцип на деле неосуществим. Ответьте мне, русские люди, положа руку на сердце: кто из вас чувствует себя сегодня «власть имеющим»? Лозунг народовластия – всего лишь лукавая приманка для доверчивых, ширма, за которой обделывают свои мрачные делишки политиканы, без чести и совести грабящие народ «от имени народа». Так что давайте скажем честно – никому народ своей власти не препоручал по той простой причине, что власти этой у него никогда не было.

РЕВНОСТЬ

Восстанем же, братия! Будем бдительны. Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость. Приведем свою жизнь в соответствие со спасительным вероучением Православной Церкви. Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся» (Апок. 3:15-16,19).

* * *
Если мы будем ревностно держаться Христова пути и, призывая помощь Божественную, идти бесстрашно на Голгофу даже до спогребения со Христом – Господь ниспошлет нам Свою Божественную благодать, укрепит наши немощные силы, поможет преодолеть всякие греховные страсти и вместо них насадить добрые навыки, которые помогут нам достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

* * *
Святые отцы говорят, что когда дело касается зашиты веры и правды, тогда смирение не допускается. Тогда необходимы мужество и стойкость.

* * *
Знай, прощения у хулителя доброго имени просить не надо. Здесь смирение не требуется, а нужна ревность. И я, грешник, внутренне молился о смерти человека, приносящего вред Церкви.

РУССКИЕ

Помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы – значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя – свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо прежде всего вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, «откуда есть пошла русская земля», где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, отеческого окормления – запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов.

* * *
Православность – непременное качество всего русского в его историческом развитии. Понятия «русский» и «православный» слились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильно – с умыслом, злонамеренно и расчетливо. Знали – чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души...

* * *
Понятие «русский»... не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения.

* * *
С нами Бог – помним ли мы об этом, русские люди? Разумеем ли, что сие не повод для гордыни и возношения, но великий дар, ответ за который держать России в последний день на Страшном суде Христовом? С нами Бог – когда мы боремся со злом в себе и в мире, боремся без ненависти и мятежа, смиренно и нелицемерно. Но делаем ли мы это? С нами Бог – когда мы утверждаем «на земли мир и в человецех благоволение», оставив распри и ссоры, обиды и честолюбивые вожделения, когда «едиными усты и единым сердцем», совокупив святую ревность, жажду истины и стремление к праведности, устрояем свое земное бытие. Но так ли мы живем? С нами Бог – когда все силы наши направляем по велениям совести, дабы управить жизнь личную и семейную, общественную и государственную «во всяком благочестии и чистоте», храня сознание высокого достоинства человеческого, не уподобляясь скотам бессмысленным в безоглядной погоне за удовлетворением страстей и похотей. Но стремимся ли мы к тому?

* * *
Стыдно сказать – официальные лица даже произносить слово «русский» в своих выступлениях стесняются. Все норовят как-нибудь обойти: то «российскими» людей назовут, то еще что-либо придумают. Вот и получается, что в эпоху «застоя» был у нас народ «советский», сейчас – «российский», а русского как не было, так и нет. Мы с невероятной беспечностью относимся к своему национальному достоинству, забывая, что до тех пор, пока мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и его историю, свои святыни – мы и других не сможем научить нас уважать.

СМУТА

Смута – отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием – дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, Богоугодного жития. Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и поношений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти.

* * *
Нынешняя смута неизбежно отражается и на Церкви как на сообществе верующих. Тут важно помнить, что чистота веры, ее догматическая и нравственная, святоотеческая полнота и неповрежденность – это те святыни, на пороге которых должно замирать всяческое разномыслие, если мы не хотим оказаться отторгнутыми от спасительной благодати Божией. Если человек будет проводить благочестивую, трезвенную, молитвенную жизнь, Господь непременно дарует ему и потребное разумение во всех житейских делах – включая сюда и политические проблемы. Корень дела – личное благочестие. Будем подвизаться по мере сил, и никому не удастся нарушить наше благодатное соборное единство. Что касается существующих сегодня в среде верующих разногласий по вопросам мирским, светским – их необходимо терпеть как искушение, как вражеский соблазн, покрывая братской любовью и смиренным вразумлением.

* * *
Смута означает утерю народом, обществом, государством согласного понимания высшего смысла своего существования.

Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала XX веков) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки бессовестных убийц, во втором – у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая Семья пала жертвой убийц-изуверов...

* * *
С точки зрения психологической – смута есть прискорбное помрачение русского самосознания, своего рода «социальная шизофрения», расслаивающая единую историческую личность народа, раскалывающая его единое мировоззрение множеством хаотических, страстных увлечений – несостоятельных, ложных и пагубных. С точки зрения культурной – это судорожный обрыв преемственной многовековой традиции, питающей народную жизнь бесценными соками совокупного опыта многих поколений; разрушение целостности эстетического, художественного восприятия мира, болезненный исход в беспочвенный и бездушный модернизм, паразитирующий на дурных энергиях индивидуалистического извращенчества. С точки зрения национальной – смута представляется потерей естественного иммунитета против разрушительных, всесмесительных космополитических воздействий извне и внутренних болезнетворных тенденций распада. С точки зрения государственной – утерей державной крепости и независимости от внешних корыстных влияний иных стран.

* * *
Внешними признаками смуты являются следующие ее черты: 1. Отсутствие в обществе единого здравого мировоззрения, всенародного согласия по важнейшим, принципиальным вопросам человеческого бытия и жизни страны. 2. Отсутствие законной власти, происхождение которой не было бы омрачено ни братоубийственной кровью, ни коварной узурпацией, ни ложным, искусственным правопреемством. 3. Отсутствие необходимого духовного содержания государственной формы, являющееся прямым следствием нарушения «симфонии властей» – светской и духовной. 4. Отсутствие действенных механизмов согласования естественных интересов различных социальных групп: сословных, политических, профессиональных. 5. Отсутствие здравого инстинкта самосохранения народа и государства, порождающее возможности для внешнего, постороннего вмешательства во внутреннюю жизнь страны. 6. Отсутствие прочного государственного единства и территориальной целостности державы, раздираемой внутренними противоречиями, недееспособностью цен-тральной власти и агрессивными вожделениями соседей.

* * *
Ни молитвы праведников, ни подвиги терпения скорбей сами по себе недостаточны для того, чтобы обуздать злокозненных бесов смуты, зловещих демонов междоусобия и раздора. Необходимо осознанное покаяние, закрепленное соборным действием, направленным на устранение причин, породивших хаос.

* * *
Наша нынешняя смута – закономерный результат того страшного духовного истощения, которое стало неизбежным следствием неимоверных испытаний, искушений и скорбей, перенесенных русским народом за последнее столетие. И все же, если мы сумеем правильно оценить религиозные, духовные причины великой Русской Трагедии, сумеем изжить ересь гуманизма-человекобожия, обрядившегося ныне в «либерально-демократические» одежды, – сегодняшний кризис станет для Руси лишь преддверием нового ярчайшего духовного расцвета и высочайшего державного взлета.

* * *
Смута. Ее религиозной основой, ее духовной первопричиной стал грех гордыни, который, явившись сатанинским искушением самовластья, соблазнил соборную душу Руси. В суете и беспорядках... народ не сумел удержать смиренное сознание промыслительности русской жизни. Вопреки богоустановленному порядку, он восхитил себе Божие право – счел себя источником власти, присвоил право решать, какой быть России далее. В упоении мятежа люди как бы обезумели, забыв, что источник власти на земле один – Бог Всемогущий, засвидетельствовавший о Себе: «Аз есмь Бог-ревнитель. Славы Моея иному не дам».

* * *
Для укрощения Смуты необходимы меры не только административные, государственные, но прежде всего – религиозно-нравственные, духовные.

Анализируя причины церковных смут, пытаясь понять тайные пружины нестроений, терзающих православный люд, необходимо прежде всего уяснить, что корень всяческих бед человеческих – гордыня и ее производные: тщеславие, своеволие, сребролюбие, любоначалие, гнев... «От высокомерия происходит раздор», – говорит Священное Писание (Притч. 13:10), «Надменный разжигает ссору» (Притч. 28:25), «Беззакония ваши произвели разделение» (Ис. 59:2).

В грешном, мятущемся человеческом сердце – первопричина всех и всяческих смут.

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Должны же люди понимать, зачем они живут? Ведь человек – не животное бессмысленное... А ведь ответ на этот вопрос определяет всю жизнь человека. Смысл нашей жизни – спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека бессмертна, а земное наше бытие – лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности. Неверующим трудно это понять. Да и истины церковного вероучения постигаются не логикой рассудка, но опытом любви, не головой, а сердцем. Это каждому доступно...

* * *
Смысл и цель человеческой жизни заключается в том, чтобы вернуть себе первозданное райское состояние чистоты и святости, когда сердце человека было недоступно злу и греху, – то состояние, в котором пребывали Адам и Ева после сотворения, в Эдеме. И, главное, вернуть себе бесценное сокровище утерянного Богообщения.

* * *
В этих условиях, когда делается все, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24), необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования. Но одного этого мало: нужно вернуть смысл и нашему соборному, народному бытию. Вопросы религиозного осмысления истории русского народа приобретают в этой связи особую злободневность. Тем более, что события русской истории ни по своим масштабам, ни по нравственному значению не укладываются в рамки рационалистического познания.

ЧИСТОТА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Духовная беспечность опасна сегодня как никогда, ибо грозит нам последствиями страшными и неисправимыми – потерей чистоты и полноты спасительного, Богодухновенного вероучения Православной Церкви. Чтобы избежать этой беды, надлежит не только ясно знать и твердо держаться истины учения Христова, но и разуметь заблуждения еретиков и сектантов – да будет вера наша, обогащенная этим пониманием, крепче и осмысленней.

* * *
Пусть не смущают нас видимые нестроения в церковной жизни. Это – дела человеческие, а спасительная сила Церкви есть сила Божия, не зависящая от наших с вами достоинств и недостатков. Если Церковь – больница для души, то в ней неизбежно находятся больные. А болезнь души нашей – грех, ее доступность страстям, или, говоря языком светским, наше нравственное несовершенство и приверженность к порокам.

Весь вопрос заключается в том, на что больше обращать внимания? То ли на болезненные явления – раны да язвы, то ли на результаты лечения. А результаты эти налицо – сегодня даже у самого закоренелого атеиста не повернется язык отрицать, что именно Церковь на протяжении веков была главным хранилищем нравственной чистоты. Свидетели тому – бесчисленные святые подвижники, просиявшие на Руси благодатными дарованиями и праведностью жития.

Нет, порча не коснулась Церкви. Благодать действует в ней по-прежнему; трудность в том, что не все способны воспринять ее действие. Беда наша, что у людей отмирает чувство духовного восприятия мира. О таковых говорил Господь: «Очи имеют, и не видят, уши имеют, и не слышат» (Иез. 12:2). Горько...
http://www.rusprav.org/1999/11.htm

0


Вы здесь » Русский Петербург » форум для Русских » Мы - народ слова, племя света