Русский Петербург

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Русский Петербург » Слово и дело » Митрополит ИОАНН. БИТВА ЗА РОССИЮ


Митрополит ИОАНН. БИТВА ЗА РОССИЮ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Митрополит ИОАНН
БИТВА
ЗА РОССИЮ

У России есть только два верных союзника. Это ее армия и ее флот.
Государь Император Александр III

ХОД МИРОВОЙ ИСТОРИИ извилист и непредсказуем. Вопреки распространенному мнению, ее течение не есть результат "борьбы добра и зла". Это заблуждение, утверждающее нравственный дуализм, а проще сказать - равняющее Всеблагого Бога с Его падшим творением, низверженным херувимом, превратившимся в мрачного демона, - доныне служит первоосновой множества пагубных недоразумений и ошибок во всех областях человеческой жизни.

Силы добра неизмеримо превышают возможности зла. Причины всех земных нестроений в том, что зло - именно зло - борется с добром, пытаясь разрушить промыслительное Божественное устроение мира, которое по милости Божией должно совершиться полным искоренением грехов и страстей. И если бы человек, почтенный от Господа превыше всякой земной твари, обладающий богоподобной свободой - свободой нравственного выбора - не злоупотреблял ею, произвольно склоняясь на соблазны зла, не было бы в мире места темной силе и простора для ее действий па земле.
Разумение своей нравственной немощи побуждает человека стремиться к исправлению. Когда это стремление к чистоте и святости овладевает целым народом, он становится носителем и хранителем идеи столь высокой, столь сильной, что это неизбежно сказывается на всем мироустройстве. Такова судьба русского народа. В этом положении народ и его государство неизбежно подвергаются испытаниям самым тяжким, нападкам самым безжалостным и коварным. Такова судьба России.
Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Его десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своем стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперек дороги тем, кто, отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи - жестокой, алчной и беспощадной.

Сегодня нам как никогда важно понять, что все происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в этой многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой жития. Осознав себя так, сумеем преодолеть тот страшный разрыв - болезненный и кровоточащий, - что стал следствием второй, Великой русской Смуты, вот уже более семидесяти лет терзающий нашу землю и наш народ.
Мы больше не можем позволить себе делиться на "белых" и "красных". Если хотим выжить - надо вернуться к признанию целей столь высоких, авторитетов столь бесспорных, идеалов столь возвышенных, что они просто не могут быть предметами спора для душевно здравых, нравственно полноценных людей. Таковы святыни веры. Не зря на протяжении веков именно Церковь являлась первой мишенью губителей России. В последнее время мы так увлеклись безудержным "миролюбием" (напоминающим, к сожалению, при ближайшем рассмотрении паралич державной воли), что нелишним, пожалуй, будет напомнить читателям как из века в век плелись заговоры против нашей страны. Итак, немного истории.

На рубеже IX - Х веков по Рождестве Христовом в среднем течении Днепра сложился союз славянских племен, ставший впоследствии основой русской государственности. В 988 году крещение Руси великим князем киевским Владимиром ознаменовало собой рождение Русской Державы - централизованной, объединенной общей верой, общими святынями, общим пониманием целей и смысла человеческого бытия.
В 1054 году христианский мир испытал страшное потрясение: от вселенской полноты Православной Церкви отпал католический Запад, прельстившись суетой и обманчивой славой мирского величия. Русь сохранила верность Православию, презрев политические выгоды и соблазны ради подвижнических трудов и даров церковной благодати. С этого момента берет свое начало не прекращающаяся по сию пору война против России.

Русскому народу пришлось воевать без конца: уже с 1055-го по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240-го по 1462-й почти ни единого года не обходилось без войны. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций, причем, одну войну она вела с девятью врагами сразу, две - с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трех и тридцать семь - против двух противников.

Подавляющее число русских войн всегда были войнами оборонительными. Те же, которые можно назвать наступательными, велись с целью предотвращения нападений и для уничтожения международных разрушительных сил, с конца XVIII века непрестанно грозивших Европе страшными потрясениями.

Мужество и стойкость, военные и государственные таланты, проявленные нашим народом в ходе этой многовековой битвы, не знают себе равных. За четыреста лет территория России расширилась в четыреста раз! Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки кочевых народов Средней Азии смиренно просили - иные по сто лет кряду - о принятии в российское подданство, "под высокую руку" русского царя. Были и завоевательные походы. Тогда, когда терпеть коварство и жестокость соседей уже не хватало сил. Только с пятнадцатого по восемнадцатое столетие восточные соседи Руси - татары и турки - захватили в полон и обратили в рабство около пяти миллионов русских. А сколько еще погибло во время хищнических набегов!
В одной лишь Казани, взятой русскими войсками после упорного штурма в 1552 году, томилось сто тысяч русских пленников. Еще в начале семнадцатого века на большинстве французских и венецианских военных галер гребцами были русские рабы, обреченные на пожизненный каторжный труд.

И все же, несмотря на беспрерывные набеги и страшное военное напряжение, в котором из века в век находился русский народ, Русь росла и крепла. В 1480 году европейская Россия имела население в два миллиона человек (в девять раз меньше тогдашней Франции). В 1648 году, когда русские первопроходцы открыли водный путь из Северного Ледовитого океана в Тихий, до предела раздвинув восточные границы России, ее население насчитывало 12 миллионов жителей (против 19 миллионов во Франции).
В 1880 году число подданных Российской Империи превысило 84 миллиона, в два с половиной раза превзойдя ту же Францию. Накануне первой мировой войны Россия имела190 миллионов, и не будь социальных катастроф, непрестанно сотрясавших ее в последующие десятилетия, уже в 1950 году, по подсчетам демографов, население России перевалило бы за 300 миллионов.

Такова огромная жизненная мощь русского народа, наглядно явившая себя на просторах Святой Руси. Страшная и непонятная для чужого, холодного внешнего наблюдателя, она охотно раскрывает свои секреты всякому, вопрошающему с любовью и надеждой, приходящему за поддержкой и помощью, наукой и вразумлением.
Секрет прост: в основание внешнего величия и силы русский гений положил несокрушимый "камень веры", многовековой опыт духовного единства, заботливо лелеемый Православием, как зеница ока оберегаемый Русской Церковью.
Опыт личного благочестия, неопровержимое внутреннее свидетельство о правде Божией воспламеняли верой и мужеством сердца русских ратников на поле боя, русских подвижников в дальних скитах и убогих келиях, русских князей в делах государственного управления.
Не раз составляли враги России хитроумные планы се порабощения. Вот лишь несколько примеров того, как предполагалось уничтожить ненавистную, непокорную страну.

Самым верным способом для этого сочли лишить Россию ее религиозной самобытности, ее православных святынь, "растворив" их в западном католичестве. Еще при святой равноапостольской княгине Ольге, в середине Х века, посылает Рим первых послов в Россию. С предложением о "соединении" обращался к русским князьям папа Климент III в 1080 году. В 1207-м папа Иннокентий в новом послании к русским людям писал, что он не может "подавить в себе отеческие чувства" и "зовет их к себе".

Оставшиеся без ответа, "отеческие чувства" Ватикана проявили себя в организации мощного военного давления на западные рубежи Руси. Ловкостью и политическими интригами сосредоточив в своих руках духовную и светскую власть над Европой, папы в XIII столетии всеми силами пытаются воспользоваться несчастным положением разоренной монголами Руси: против православной страны они последовательно направляют оружие датчан, венгров, военизированных монашеских католических орденов, шведов и немцев. Еще в 1147 году папа Евгений III благословил "первый крестовый поход германцев против славян".

Не брезгует Запад и антирусскими интригами при дворе Батыя - не случайно одним из советников хана является рыцарь Святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен. В 1245 году ездил в Великую Монголию с поручением от папы Иннокентия IV к самому Великому хану минорит Иоанн де Плано Карпини, в сопровождении двух доминиканских монахов: Асцелина и Симона де Сен-Кента. Голландский монах Рюисброк был послан в Каракорум к хану Менгу владыкой Франции Людовиком IX. Европейские государи были как нельзя больше заинтересованы в продолжении татарских набегов на Русь: "Будем осмотрительны, - писал английскому королю император Фридрих III Штауфен. - Пока враг губит соседа, подумаем о средствах самообороны".

Цинизм "просвещенной Европы" непередаваем: когда очередные попытки натравить монголов на Русь провалились благодаря дипломатическим талантам Александра Невского, папа, ничтоже сумняшеся, в 1248 году предложил тому же Александру союз против хана - с условием, конечно, что князь признает главенство Ватикана. Так, ложью, лестью и насилием пытаются искоренить в Европе "русский дух".
И все же, вопреки всему, Русь выстояла, отразив восточные орды кочевников и западные - крестоносцев. Выстояла, окрепла и возмужала. Однако, желающие еще и еще раз испытать ее прочность не переводились.

В 1564 году, например, в Россию приехал попытать счастья да русской службе некто Генрих Штаден, сын бюргера из небольшого вестфальского городка. Он пробыл в "стране московитов" 13 лет, нужды не знал, занимался в Москве шинкарством, водил обширные знакомства и в 1576 году беспрепятственно вернулся на родину. Тут-то и началось самое интересное.

Два следующих года Штаден провел в эльзасском замке Люцсльштейн, принадлежавшем пфальцграфу Георгу Гансу, где терпеливо и тщательно разрабатывал... план захвата и уничтожения русского государства. План этот - надо отдать ему должное - задуман был смело и широко, с глобальным политическим размахом. В антирусскую коалицию предполагалось вовлечь Пруссию, Польшу, Ливонию, Швецию и Священную Римскую Империю. На аудиенциях у императора и заседаниях рейхстага воинственный пфальцграф добивался создания могучего флота в Балтийских водах с целью нападения на русские владения. Генрих Штаден привлекался к проекту в качестве советника, эксперта и консультанта "по русским вопросам".
"Ваше римско-кесарское величество, - писал он, - должны назначить одного из братьев Вашего величества в качестве государя, который взял бы эту страну (Россию - прим. авт.) и управлял бы ею... Монастыри и церкви должны быть закрыты. Города и деревни должны стать свободной добычей воинских людей..." Далее Штаден разрабатывает подробный план захвата и оккупации Руси при движении на Москву с севера.
"Отправляйся дальше и грабь Александровскую слободу, - рекомендует автор, - заняв ее отрядом в 2000 человек... За ней грабь Троицкий монастырь". Затем, по его мнению, окруженная "Москва может быть взята без единого выстрела". Чтобы закрепить победу и лишить русских людей традиционного харизматического руководства, царя Иоанна "вместе с сыновьями, связанных как пленников, необходимо увезти" подальше от родной земли.

Не правда ли, у создателей плана "Барбаросса" были весьма достойные предшественники?

Не прошло и трех десятилетий после неудачи этого глобального предприятия, как нашлись охотники попользоваться русской смутой, ставшей результатом затяжного династического кризиса. На этот раз за дело взялись признанные профессионалы - иезуиты, монахи католического "общества Иисуса", прекрасно понимавшие, что основа русской мощи находится в области духовной, религиозно-церковной. Размыть, пошатнуть ее с помощью так называемой "унии", то есть присоединения русской Церкви под власть папы римского - таков был их главный замысел.

Внешне Русь являла собой печальную картину разброда и хаоса. Зная, однако, как обманчив этот русский хаос, отцы-иезуиты дали своему воспитаннику, самозванцу Лжедмитрию I, занимавшему в то время русский престол, следующие инструкции:
"... - Самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтобы не от него началось дело, а пусть русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии;
- Издать закон, чтобы в Церкви русской все подведено было под правила Соборов и отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит Собор, а там можно будет приступить к унии;
- Намекнуть черному духовенству о льготах, белому о наградах, народу о свободе...
- Учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей ученых, хотя и светских..."

Вам это ничего не напоминает? Похоже, идеологи перестройки поменяли только терминологию. Впрочем, тактика лицемерия и коварства всегда одна и та же...
Прошло еще триста лет. В отношении Запада к России мало что изменилось, разве что ее враги - явные и тайные - обрели силу и власть, позволившие ставить вопрос об уничтожении русской государственности и включении порабощенной страны в систему международной наднациональной диктатуры. Соответственно изменились идеологические, политические, экономические методы достижения целей. И вот на свет появился любопытнейший документ.

Он широко известен миру под названием "Протоколы сионских мудрецов". Пожалуй, ни один документ не вызывал за последние восемьдесят лет столь яростных споров. Да и немудрено - в нем детально и одновременно сжато изложен план завоевания мирового господства столь циничный и подлый, преисполненный столь явного презрения к человеку и откровенного поклонения злу, столь искусно составленный, что не хочется верить в существование организации, в недрах которой могла найти свое воплощение эта страшная идея.

Одни историки безусловно признают подлинность "Протоколов". Другие - столь же безусловно ее отрицают. Я далек от того, чтобы становиться арбитром в этом споре. История появления "Протоколов" довольно путаная. Впервые они увидели свет в широкой печати, когда в 1905 году русский духовный писатель С. А. Нилус включил их в свою книгу "Великое в малом".
Это дало впоследствии повод утверждать, что "Протоколы" фальсифицированы царской охранкой, чтобы свалить вину за разгоравшуюся революцию на несуществующие "темные силы". Обвинение, однако, не соответствует действительности хотя бы потому, что первые сто экземпляров "Протоколов" были отпечатаны на гектографе (прокурором московской синодальной конторы, камергером Ф. П. Сухотиным) уже в 1895 или 1896 году.
Годом позже "Протоколы" были размножены в губернской типографии по заказу А. И. Клеповского, состоявшего тогда чиновником особых поручений при Великом Князе Сергее Александровиче.
Как бы там ни было, до конца непроясненным остается вопрос, как они вообще попали в Россию.
Нам, впрочем, интересно другое: подлинны "Протоколы" или нет, но восемьдесят лет, прошедших после их опубликования, дают обильный материал для размышления, ибо мировая история, словно повинуясь приказу невидимого диктатора, покорно прокладывала свое прихотливое русло в удивительном, детальном соответствии с планом, изложенным на их страницах. Не миновала на этот раз общей участи и Россия.
Судите сами.

"Наш пароль - сила и лицемерие, - провозглашают анонимные авторы документа. - Насилие должно быть принципом, хитрость и лицемерие - правилом... Чтобы скорее достигнуть цели, нам необходимо притвориться сторонниками и ревнителями вопросов социальных... особенно тех, которые имеют задачей улучшение участи бедных; но в действительности наши стремления должны тяготеть к овладению и управлению движением общественного мнения... Действуя таким образом, мы сможем, когда пожелаем, возбудить массы. Мы употребим их в качестве орудия для ниспровержения престолов (Россия) и для революции, и каждая из этих катастроф гигантским шагом будет подвигать наше дело и приближать к цели - владычеству над всей землей".
Первейшее основание успеха "мудрецы" видят в том, чтобы разрушить и осквернить национальные святыни народа. "Нам необходимо подорвать веру, вырвать из ума людей принцип Божества и Духа, и все это заменить арифметическими расчетами, материальными потребностями и интересами... Священничество мы позаботились дискредитировать... С каждым годом влияние священников на народы падает - повсюду провозглашаются свободы: следовательно, только какие-нибудь годы отделяют нас от момента полного крушения христианской веры, самой опасной для нас противницы..."

Тем, кому памятна страшная разрушительная роль, сыгранная средствами массовой информации в нашем недавнем прошлом, небезынтересно будет ознакомиться со следующими строками, написанными "сионскими мудрецами" сто лет назад: "Если золото первая сила в мире, то пресса - вторая.
Мы достигнем нашей цели только тогда, когда пресса будет в наших руках. Наши люди должны руководить ежедневными изданиями.
Мы хитры, ловки и владеем деньгами, которыми умеем пользоваться для достижения наших целей. Нам нужны большие политические издания - газеты, которые образуют общественное мнение, уличная литература и сцена. Этим путем мы шаг за шагом вытесним христианство и продиктуем миру, во что он должен верить, что уважать, что проклинать. С прессой в руках мы можем неправое обратить в правое, бесчестное в честное. Мы можем нанести первый удар тому, до сего дня еще священному учреждению - семейному началу, которое необходимо довести до разложения. Мы тогда уже будем в состоянии вырвать с корнем веру в то, пред чем до сего времени благоговели... и взамен этого воспитать армию увлеченных страстями.... Мы можем открыто объявить войну всему тому, что теперь уважают и перед чем благоговеют еще наши враги.

Мы создали безумную, грязную, отвратительную литературу, особенно в странах, называемых передовыми... Мы затронули образование и воспитание, как краеугольные камни общественного быта. Мы одурачили, одурманили и развратили молодежь..." Для приверженцев конкретных фактов скажем, что "Протоколы" предсказали мировые войны, политическую форму устроения государств на десятилетия вперед, ход развития мировой экономики, черты кредитно-финансовой политики и множество других деталей жизни "мирового сообщества" с потрясающей точностью. Вот картина политической гибели независимого национального государства, описанная "Протоколами" в конце прошлого века.

Сравните ее с тем, что происходит сейчас в России.

"Когда мы ввели в государственный организм яд либерализма, вся его политическая комплекция изменилась: государства заболели смертельной болезнью - разложением крови. Остается ожидать конца их агонии. От либерализма родились конституционные государства..., а конституция, как вам хорошо известно, сеть ничто иное как школа раздоров, разлада, споров, несогласий, бесплодных партийных агитаций - одним словом, школа всего того, что обезличивает деятельность государства. Парламентская трибуна не хуже прессы приговорила правительства к бездействию и к бессилию... Тогда мы заменили правительство его карикатурой - президентом, взятым из толпы, из среды наших креатур...

Все государства замучены, они взывают к покою, готовы ради мира жертвовать всем; но мы не дадим им мира, пока они не признают нашего интернационального Сверхправительства открыто, с покорностью".

Выводы каждый разумный человек сделает сам.
Со своей стороны отмечу, что разрушительные принципы, отраженные в цитированных выше документах не только не устарели, но получают уточнение и развитие до наших дней. Причем, порой это происходит вполне открыто, на самом высоком политическом уровне.
Пережив революцию и страшную братоубийственную бойню гражданской войны, ужас массовых репрессий и террор коллективизации, Россия явила на полях второй мировой - Великой Отечественной войны чудеса героизма и мужества, спасая своих западных союзников.
Казалось бы, времена взаимной враждебности должны были уйти в прошлое, отступив перед скрепленным великой кровью новым союзом. Но нет. Не успел стихнуть гул последних боев, как западные союзники круто изменили свое отношение к России. Самостоятельная и сильная - она никому не была нужна.

"Посеяв в России хаос, - сказал в 1945 году американский генерал Аллен Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший впоследствии директором ЦРУ, - мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность.
Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать...

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества".

Оглянемся вокруг: какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, тщательно спланированная, непрерывная и беспощадная. Борьба эта - не на жизнь, а на смерть, ибо по замыслу ее дьявольских вдохновителей уничтожению подлежит страна целиком, народ как таковой - за верность своему историческому призванию и религиозному служению, за то, что через века, исполненные смут, мятежей и войн он пронес и сохранил святыни религиозной нравственности сокровенное во Христе понимание Божественного смысла мироздания, твердую веру в конечное торжество добра.
"Из тайных скопищ безбожных исторгся вихрь мятежа и безначалия, и против державы Российской особенно дышит яростно, с шумом и воплями, как против сильной и ревностной защитницы законной власти, порядка и мира", - еще в середине прошлого века предупреждал митрополит Московский Филарет, прозирая грядущую великую брань.

Сегодня пришло время подводить итоги и предъявлять к оплате копившиеся веками счета. Позор нам и вечное проклятие потомков, если мы не сумеем сделать должных выводов из горького исторического опыта, заболтаем Россию, утопив ее в словесном мусоре заседаний, собраний митингов и конференций. Не приведи, Господи!
Пора научиться жить, надеясь лишь на Бога да на себя.
Тяжелую и трудную, но жизненно необходимую работу по возрождении России никто не сделает за нас.

Настал час вспомнить слова Государя Императора Александра III, на смертном одре сказавшего наследнику-цесаревичу: "Знай - у России нет друзей. Нашей огромности боятся..." В своем завещании державный вождь России сто лет назад сказал многое, к чему стоило бы сегодня прислушаться всем, кому небезразлична русская судьба.

Вот что услышал Николай II из уст умиравшего отца:
"Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное... Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать.
Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц.
Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России... Ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Будь тверд и мужественен. В политике внешней - держись независимой позиции. Избегай войн.
В политике внутренней - прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства".

Дай нам Бог понять, наконец, всю меру нашей сегодняшней ответственности, всю важность момента, весь ужас катастрофы, ожидающей нас, если мы не найдем в себе сил противостоять яростным порывам зла, терзающим страну.
Молюсь
об этом крепко и крепко верю -
Россия вспрянет ото сна!
Аминь!

0

2

Митрополит Иоанн

Сохраняя орфографию и пунктуацию, приводим фрагмент беседы обозревателя “Новой газеты” Галины Мурсалиевой (“НОВАЯ ГАЗЕТА, 27 апреля 2006 г. “Ультра православные”. Какому богу молятся люди, называющие себя “православными националистами”?).

Вопрос обозревателя “НГ” Мурсалиевой: - “Заявляла ли РПЦ свою позицию по отношению к митрополиту Иоанну (Снычеву)?”.

Ответ представителя РПЦ Московской патриархии обозревателю “НГ” Мурсалиевой: -

“…Мне трудно сказать, - сказал по телефону Владимир Федоров, протоиерей РПЦ, директор Православного института миссиологии и экуменизма (Санкт-Петербург). - Тоже как-то не до конца. На все вопросы патриарх Алексий II обычно отвечал: ну это мнение митрополита Иоанна, а не РПЦ. Хотя речь шла о человеке, занимавшем вторую (по чести) кафедру РПЦ, и под его именем выходили статьи программного характера для православной патриархии. Я бы заметил, что он сам по себе был совершенно беспомощным человеком, не мог связать толком двух слов и уж тем более - написать тех книг и статей, которые вышли под его именем. Кто-то раздувал эту чудовищную по своей сути фигуру, это была совершенно очевидная манипуляция…”.

Цитировать миссионеров-экуменистов (еретиков) из РПЦ МП, нам приходится для того, чтобы подчеркнуть всю злобность антихристианской своры в отношении подлинного подвижника Веры Христовой.
Фрагмент работы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна об Иоанне Грозном приводится далее без купюр,  в редакции оригинального текста, для лучшего понимания сути так называемой “русской доктрины” РПЦ МП, предложенной в качестве “основы идеологии” для “партии власти” прислужников антихриста в преддверии предстоящих “выборов” оккупационной администрации.

Митрополит Иоанн (Снычев)
“Царь Иоанн Грозный и опричнина”.

Историки неоднократно сетовали на “загадочность” и даже на “великую загадочность” опричнины. Между тем, ничего загадочного в ней нет, если рассматривать опричнину в свете веками складывавшихся на Руси отношений народа и власти, общества и царя. Эти “не правовые” отношения, основывавшиеся на разделении обязанностей, свойственных скорее семейному, чем государственному быту, наложили отпечаток на весь строй русской жизни.

Так, русское сословное деление, например, имело в своем основании мысль об особенном служении каждого сословия. Сословные обязанности мыслились как религиозные, а сами сословия - как разные формы общего для всех христианского дела: спасения души. И царь Иоанн IV все силы отдал тому, чтобы “настроить” этот сословный организм Руси, как настраивают музыкальный инструмент, по камертону православного вероучения.
Орудием, послужившим для этой нелегкой работы, стала опричнина. Глядя на нее так, все можно понять и объяснить. Вот что действительно невозможно, так это понимание действий Иоанна IV (в том числе и опричнины) с точки зрения примитивно-утилитарной, во всем видящей лишь “интересы”, “выгоду” и “соотношение сил”.

Для того, чтобы “настроить” русское общество в унисон с требованиями христианского мировоззрения, прежде всего, требовалось покончить с понятиями взаимных обязательств” как между сословиями, так и внутри них. Взаимные обязательства порождают упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки - и это ярче всего проявилось в таком уродливом явлении, как боярское местничество.
Безобидная на первый взгляд мысль о взаимной ответственности порождает ощущение самоценности участников этой взаимосвязи, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном итоге, - к сословной или классовой вражде, по живому рассекающей народное тело. Не разъединяющая народ ответственность “друг перед другом”, неизбежно рождающая требования “прав” и забвение обязанностей, а общая, соборная ответственность перед Богом должна стать, по мысли Грозного, основой русской жизни.
Эта общая ответственность уравнивает всех в едином церковном служении, едином понятии долга, единой вере и взаимной любви, заповеданной Самим Господом в словах: “Возлюби ближнего как самого себя”. Вспомним царское упоминание о стремлении “смирить всех в любовь”. Перед Богом у человека нет прав, есть лишь обязанности - общие всем, и это объединяет народ в единую соборную личность “едиными усты и единым сердцем”, по слову Церкви, взывающую к Богу в горячей сыновней молитве.

В таком всенародном предстоянии Богу Царь находится на особом положении. Помазанник Божий, он свидетельствует собой богоугодность государственной жизни народа, является той точкой, в которой символически соединяются небо и земля, Царствие Божие и человеческое.
В своем царском служении он “не от мира сего”, и поэтому перед ним, как перед Богом, все равны, и никто не имеет ни привилегий, ни особых прав. “Естеством телесным Царь подобен всякому человеку. Властию же сана подобен... Богу. Не имеет бо на земли вышша себе. Подобает убо (Царю) яко смертну, не возноситися, и, аки Богу, не гневатися... Егда князь беспорочен будет всем нравом, то может... и мучити и прощати всех людей со всякою кротостию”, - говорится в одном из сборников второй половины XVI века. К такому пониманию Царской власти и старался привести Россию Иоанн Васильевич. Но на его пути встало боярство.

“...Уже к половине XV века московский великий князь был окружен плотной стеной знатных боярских фамилий, - говорит Ключевский. - Положение усугубилось вступлением на московскую службу князей, покидавших упраздненные удельные столы. - С тех пор во всех отраслях московского управления - в государственной думе советниками, в приказах судьями, то есть министрами, в областях наместниками, в полках воеводами являются все князья и князья. Вслед за князьями шли в Москву их ростовские, ярославские, рязанские бояре”. В этом не было бы ничего дурного, если бы объединение Великороссии и возвышение московского великого князя до уровня общенационального государя не изменило роковым образом воззрения боярства на свое место в русской жизни.

В удельные века боярин в Москве служил, и принадлежность к сословию означала для него прежде всего признание за собой соответствующих обязанностей. Весь XIV век - это век самоотверженного служения московского боярства общенациональным идеалам и целям. Отношения с великим князем московским складывались поэтому самые полюбовные. “Слушали бы во всем отца нашего владыки Алексея да старых бояр, кто хотел отцу нашему добра и нам”, - писал в духовном завещании к своим наследникам Симеон Гордый, поставляя рядом по своему значению митрополита и боярство. Святой благоверный князь Дмитрий Донской относился к боярам еще задушевнее. Обращаясь к детям, он говорил: “Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте по их службе, без воли их ничего не делайте”.

Но к концу XV-началу XVI века положение изменилось. В боярстве, пополнявшемся титулованной удельной знатью, принесшей в Москву понятия о своих наследственных правах, установился взгляд на свое руководящее положение как на “законное” дело - привилегию, не зависимую от воли Государя. Это грозило разрушением гармонии народного бытия, основанной на сослужении сословий в общем деле, на их взаимном равенстве перед Богом и Царем. “Еще при Грозном до Опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета Царю”, - пишет Ключевский.

Более того, Царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые “права”. Число знатнейших боярских фамилий было невелико - не превышало двух-трех сотен, зато их удельный вес в механизме управления страной был подавляющим.

Положение становилось нестерпимым, но для его исправления Царь нуждался в единомышленниках, которые могли бы взять на себя функции административного управления страной, традиционно принадлежавшие боярству. Оно в своей недостойной части должно было быть от этих функций устранено. Эти “слугующие близ” Государя верные получили названия “опричников”, а земли, отведенные для их обеспечения, наименование “опричных”.

Вопреки общему мнению, земель этих было мало. Так, перемещению с земель, взятых в Опричнину, на другие “вотчины” подвергалось лишь около тысячи землевладельцев - бояр, дворян и детей боярских. При этом Опричнина вовсе не была исключительно “антибоярским” орудием. Царь в указе об учреждении Опричнины ясно дал понять, что не делит “изменников” и “лиходеев” ни на какие группы “ни по роду, ни по племени”, ни по чинам, ни по сословной принадлежности.

Сам указ об Опричнине появился не вдруг, а стал закономерным завершением длительного процесса поиска Иваном Грозным наилучшего, наихристианнейшего пути решения стоявших перед ним, как помазанником Божиим, задач. Первые его попытки в этом роде связаны с возвышением благовещенского иерея Сильвестра и Алексея Федоровича Адашева. Лишь после того, как измена Адашева и Сильвестра показала в 1560 году невозможность окормления русского народа традиционно боярскими органами управления, встал вопрос об их замене, разрешившийся четыре года спустя указом об Опричнине.

Адашев сам к боярству не принадлежал. Сын незначительного служилого человека, он впервые появляется на исторической сцене 3 февраля 1547 года на царской свадьбе в качестве “ложничего” и “мовника”, то есть он стлал царскую постель и сопровождал новобрачного в баню. В 1550 году Иоанн пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: “Алексей! Взял я тебя из нищих и из самых молодых людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей ради помощи душе моей... Не бойся сильных и славных... Все рассматривай внимательно и приноси нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож!”.

Адашев правил от имени Царя, “государевым словом”, вознесенный выше боярской знати - Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие под контроль. Опричнина стала в дальнейшем лишь логичным завершением подобных попыток. При этом конечным результатом, по мысли Грозного, должно было стать не упразднение властных структур (таких, как боярская дума, например), а лишь наполнение их новым, религиозно осмысленным содержанием. Царь не любил ломать без нужды.

Адашев “правил землю русскую” вместе с попом Сильвестром. В благовещенском иерее Царь, известный своим благочестием (ездивший в дальние монастыри на покаяние замаливать даже незначительные грехи – “непотребного малого слова ради”), хотел видеть олицетворение христианского осмысления государственности.
Однако боярская верхушка сумела “втянуть” Адашева и Сильвестра в себя, сделать их представителями своих чаяний. Адашев вмешался в придворные интриги вокруг Захарьиных - родственников Анастасии, жены Царя, сдерживал в угоду удельным интересам создание единого централизованного русского войска. Сильвестр оказался не краше - своего сына Анфима он пристроил не в “храбрые” и “лутчие люди”, а в торговлю, испросив для него у Царя назначение ведать в казне таможенными сборами.

Царю в случае успеха боярских замыслов оставалось лишь “честь председания”. Русская история чуть было не свернула в накатанную западноевропейскую колею, в которой монарх выполнял роль балансира между противоречивыми интересами различных социальных групп. Лишь после охлаждения отношений Царя с прежними любимцами дело двинулось в ином направлении. В 1556 году были приняты царские указы, в результате которых все землевладельцы, независимо от размера своих владений, делались служилыми людьми государства.

“Речь шла об уравнении “сильных” и “богатых” со всеми служилыми людьми в служебной повинности перед государством именно несмотря на их богатство, на их экономическую самостоятельность”, - признает Альшиц. Он же пишет, что в период деятельности Адашева и Сильвестра “решался вопрос - по какому пути пойдет Россия: по пути усиления феодализма (читай: Православного Самодержавия - м. Иоанн) или по пути буржуазного развития... То, что реформы Адашева и Сильвестра... имели тенденцию направить развитие страны на иной путь (чем предначертал Грозный - мтрп. Иоанн) в политическом устройстве и... в основе экономики, а именно - на путь укрепления сословно-представительной монархии, представляется несомненным”.

Идея Опричнины прямо противоположна. “Аз есмь Царь, - говорил Грозный, - Божиим произволением, а не многомятежным человеческим хотением”. Русский Государь не есть царь боярский. Он не есть даже царь всесословный - то есть общенародный. Он - Помазанник Божий. Инструментом утверждения такого взгляда на власть и стал Опричный Царь.
В Опричнину брали только “лутчих”, “по выбору”. Особенно тщательный отбор проходили люди, имевшие непосредственное отношение к жизни Государя. До нас дошла опись царского архива, в которой есть следующая запись: “Ящик 200, а в нем сыски родства ключников, подключников, и сытников, и поваров, и помясов, и всяких дворовых людей”.
На 20 марта 1573 года в составе опричного двора Царя Иоанна числилось 1854 человека. Из них 654 человека составляли охранный корпус Государя, его гвардию. Данные, взятые из списка служилых двора с указанием окладов, обязанностей и “корма”, совпадают с показаниями иностранцев. Шлихтинг, Таубе и Крузе упоминают 500 - 800 человек “особой опричнины”.
Эти люди в случае необходимости служили в роли доверенных царских порученцев, осуществлявших охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. В их числе, кстати, находился в 1573 году молодой еще тогда опричник “Борис Федоров сын Годунов”.
Остальные 1200 опричников разделены на четыре приказа, а именно: Постельный, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода Царской семьи; Бронный, то есть оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и Царской гвардии, и Сытный-продовольственный.

Опричное войско не превышало пяти-шести тысяч человек. Несмотря на малочисленность, оно сыграло выдающуюся роль в защите России; например, в битве на Молодях, в 1572 году, во время которой были разгромлены татарские войска, а их командующий Дивей-мурза взят в плен опричником Аталыкиным.
Со временем Опричнина стала “кузницей кадров”, ковавшей Государю единомысленных с ним людей и обеспечивавшей проведение соответствующей политики. Вот лишь один из примеров: В сентябре 1577 года во время Ливонского похода Царь и его штаб направили под город Смилтин князя М.В. Ноздроватого и А. Е. Салтыкова “с сотнями”.
Немцы и литовцы, засевшие в городе, сдаться отказались, а царские военачальники - Ноздроватый и Салтыков – “у города же никоторова промыслу не учинили и к Государю о том вести не учинили, что им литва из города говорит. И Государь послал их проведывать сына боярского Проню Болакирева...
И Проня Болакирев приехал к ним ночью, а сторожи у них в ту пору не было, а ему приехалось шумно. И князь Михайлы Ноздроватого и Ондрея Салтыкова полчане и стрельцы от шума побежали и торопяся ни от кого и после того остановилися. И Проня Болакирев приехал к Государю все то подлинно сказал Государю, что они стоят небрежно и делают не по Государеву наказу. И Государь о том почел кручинитца, да послал... Деменшу Черемисинова да велел про то сыскать, как у них деелось...”.

Знаменитый опричник, а теперь думный дворовый дворянин Д. Черемисинов расследовал на месте обстоятельства дела и доложил Царю, что Ноздроватый и Салтыков не только “делали не гораздо, не по Государеву наказу”, но еще и намеревались завладеть имуществом литовцев, если те оставят город. “Пущали их из города душою и телом”, то есть без имущества. Черемисинов быстро навел порядок. Он выпустил литовцев из города “со всеми животы - и литва тотчас город очистили...”.

Сам Черемисинов наутро поехал с докладом к Царю. Князя Ноздроватого “за службу веле Государь на конюшне плетьми бить. А Ондрея Салтыкова Государь бить не велел”. Тот “отнимался тем, что будто князь Михайло Ноздроватый ему Государеву наказу не показал, и Ондрею Салтыкову за тое неслужбу Государь шубы не велел дать”.

В необходимых случаях руководство военными операциями изымается из рук воевод и передается в руки дворовых. В июле 1577 года царские воеводы двинулись на город Кесь и заместничались. Князь М. Тюфякин дважды досаждал Царю челобитными. К нему было “писано от Царя с опаскою, что он дурует”. Но не желали принять росписи и другие воеводы: “А воеводы государевы опять замешкались, а к Кеси не пошли. И Государь послал к ним с кручиною с Москвы дьяка посольского Андрея Щелкалова... из Слободы послал Государь дворянина Даниила Борисовича Салтыкова, а веле им итить х Кеси и промышлять своим делом мимо воевод, а воеводам с ними”.

Как видим, стоило воеводам начать “дуровать”, как доверенное лицо Царя - дворовый, опричник Даниила Борисович Салтыков был уполномочен вести войска “мимо” воевод, то есть отстранив их от командования. Только что препиравшиеся между собой из-за мест князья все разом были подчинены дворовому Д. Б. Салтыкову, человеку по сравнению с ними вовсе “молодому”.

К сожалению, излечиться от сословной спеси полностью боярство так и не смогло. И в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598), и в царствование Годунова (1598-1605) часть бояр продолжала “тянуть на себя”. Эта “самость”, нежелание включаться в общенародное дело закономерно привели к предательству 21 сентября 1610 года, когда, боясь народного мятежа, боярская верхушка тайно ночью впустила в Москву оккупантов - 800 немецких ландскнехтов и 3,5-тысячный польский отряд Гонсевского.

О том, что Опричнина не рассматривалась как самостоятельная ценность и ее длительное существование изначально не предполагалось, свидетельствует завещание Царя, написанное во время болезни в Новгороде в 1572 году. “А что есьми учинил опричнину, - пишет Грозный, - и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинен готов”. Я, мол, по мере своих сил показал, как надо, а выбор конкретных способов действия за вами - не стесняю ничем.

Само слово “опричнина” вошло в употребление задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну, опричь (кроме) этого небольшого участка.

Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление Царя, обеспечивая материально “опричников” - корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию.
Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся - часть их со временем возвращалась в “земщину” (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к “Опричнине” присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, что через сито Опричнины со временем должна была пройти вся Россия.

Опричнина стала в руках Царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители - палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял Царь со своими опричниками весь строгий устав церковный.

Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания - борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал Царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: “Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды”.

Учреждение Опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1572 годах, двумя годами раньше с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью “жидовствующих”, которая пережила все гонения.

В 1575 году, как бы подчеркивая, что он является Царем “верных”, а остальным “земским” еще надлежит стать таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного татарина - касимовского царя Семена Бекбулатовича.
Каких только предположений не высказывали историки, пытаясь разгадать это “загадочное” поставление! Каких только мотивов не приписывали царю!
Перебрали все: политическое коварство, придворную интригу, наконец, просто “прихоть тирана”... Не додумались лишь до самого простого - до того, что Семен Бекбулатович действительно управлял земщиной (как, скажем, делал это князь-кесарь Ромодановский в отсутствие Петра I), пока Царь “доводил до ума” устройство опричных областей.

Был в этом “разделении полномочий” и особый мистический смысл. Даруя Семену титул “великого князя всея Руси”, а себя, именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность Русского Царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий.

Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: “Как кого ни назови - великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а Царь, Помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь - все же я, и никто не в силах это изменить”.

Так царствование Грозного Царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579-1584 годах. Дело жизни Царя было сделано - Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная Опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества - осознан.
В 1584 году Царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. Одним из пунктов завещания Иоанна было указание освободить всех военнопленных.
В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание - митрополит Дионисий постриг Государя, и уже не Грозный Царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он всю свою бурную и нелегкую жизнь.
-------------------------------------------------------------
Оставлять какие-либо комментарии к тексту Владыки Иоанна не стоит. Для наших единомышленников не нужны объяснения по вопросам Опричнины и другим способам борьбы с еретиками и ожидовленными. Способам, которые использовались Грозным Царем Православным и его верными слугами.
Врагам же и провокаторам спецслужб, из нездорового интереса или “по долгу службы” залезшим на наш ресурс и дочитавшим до этого места, скажем несколько слов.
– Мы молимся за то, чтобы вы и ваши ублюдочные дети дожили во здравии до грядущего скоро Суда Божия, пусть не попустит Господь вашей физической смерти от неразумного народного гнева или болезней порожденных грехами.
Лишь некоторые из вас удостоятся чести быть остановленными на вашем нечестивом пути нами досрочно и лишь по Воле Господа Всеблагого, прерывающего по доброте Своей, деяния нечисти для спасения их не до конца пропащих душ.
Каждому воздастся по делам его, ни один, даже самый мелкий вражонок не сумеет укрыться от чаши гнева Господня.

Да будет так. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его.

0


Вы здесь » Русский Петербург » Слово и дело » Митрополит ИОАНН. БИТВА ЗА РОССИЮ